
Дирижабль "Астра" (Astra-XIII) был приобретён у
Франции в 1913 г. одновременно с «Кондором» (Clement Bayard N° 5).
Конструкция дирижабля относится к типу «Астра-Торрес»
(Astra-Torres). В 1911 году компания Astra приобрела патент испанского
изобретателя Леонардо Торрес-де-Куэведо
(Torres de Quevedo) на конструкцию дирижабля мягкого типа. Торрес разработал
трёхарочную конструкцию мягкого дирижабля с тремя продольными сводами и
внутренними тросовыми стяжками. Оболочка
аэростата за счёт этого приобретает необыкновенную прочность при меньшем
давлении, а в производстве возможно применять более дешевый материал обшивки.
Дирижабли такого типа обозначались AT («Астра-Торрес»).
Во время первой мировой войны дирижабль «Астра» находился на
вооружении 3-й воздухоплавательной роты в Лиде. Первый полёт на аэростате до
Белостока прошёл крайне неудачно. 24 декабря «Астра» под командованием Шабского
в условиях неустойчивой погоды вылетела из Лиды. Усилившийся ветер сделал
невозможным как попытку вернуться в Лиду, так и усилия команды довести
дирижабль до Белостока. При попытке приземлиться дирижабль порывом ветра
бросило на землю, что привело к деформации передней части гондолы и повреждению
носового воздушного винта. Всю ночь дирижабль било о землю, и к утру командиром
было принято решение рвать разрывные. Прибывшей команде из Белостока осталось
только разобрать аэростат и отправить его части в Лиду.
Пройдя капитальный ремонт, в апреле «Астра» уже была
наполнена газом, и в мае под началом Б. В. Голубова приступила к выполнению
боевых заданий.
По данным различных источников, за время 1-ой мировой войны
было сделано 6 боевых полетов на аэростате «Астра» за линию фронта, из них –
три ночных полёта на аэростате с бомбометанием в расположение германских войск.
Из русских дирижаблей именно «Астра» за время войны
совершила единственный удачный боевой вылет с целью бомбардировки
железнодорожной станции Лык.
После ряда военных операций в мае-июне 1915 г. аэростат
оказался значительно повреждён и почти не эксплуатировался. Во второй половине
июня 1915 г. аэростат «Астра» был демонтирован.
Второе рождение дирижабля произошло уже после революции 1917
года. Пролежав на складе Воздухоплавательной школы с 1915 года, оболочка
аэростата, тем не менее, сохранила свою целостность, что обнаружила команда
Воздухоплавательного парка. Осенью 1920 года в деревне Сализи (близ Петербурга)
дирижабль был вновь собран и переименован в «Красную звезду».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Название
|
дирижабль «Астра»
|
(Astra-XIII)
|
Длина, м.
|
78
|
Объем, м3.
|
10000
|
Диаметр максимальный, м.
|
15
|
Двигатель
|
|
мощность, кВт/л.с
|
2x 147/200
|
Винты, кол-во/диаметр, м
|
1/5,5 2/3,4
|
Число и объем баллонетов, м3
|
2 x 1750
|
Полезная нагрузка, кг.
|
5400
|
Максимальное кол-во пассажиров
|
8 - 12
|
Максимальная скорость, км/ч
|
59
|
Потолок, м.
|
3500
|
Продолжительность полета
максимальная, ч.
|
15
|
Вооружение: 2 х7,62 мм пулемёты «Максим» на 3000
патронов
(на хребте
оболочки и в гондоле), 410 кг бомб.
Радиостанция с
дальностью действиядо 350 км.
|
|