Рауль ЛАФБЕРИ
RAOUL LUFBERY
(1885-1918)

Рауль Лафбери известен тем, что он сражался в составе 124-й Американской
Добровольческой Эскадрильи "Лафайет" в составе французских ВВС и стал
первым американским асом еще в 1916 г – задолго до вступления США в 1-ю Мировую
войну.
Рауль Джервис Лафбери родился 14 марта 1885 г в Шомальер (Пюи-де-Дом) во
Франции; его мать была француженкой, а отец - американцем. В 1887 г мать Рауля
скончалась, и отец вместе с малолетним сыном вернулся в США; самые ранние годы
жизни будущего аса прошли в родном городе его отца - Валлингфорде (штат
Коннектикут). Однако учился Рауль во Франции - отец отправил подросшего сына к
бабушке по материнской линии. В связи с трудным материальным положением мальчику
не удалось окончить свое образование: с 15 лет он работал разносчиком товаров в
магазине, а затем стал рабочим на шинном заводе в Клермон-Ферране. Единственным
стоящим увлечением молодого человека в эти годы было чтение и, начитавшись книг
о подвигах и приключениях, Рауль стал бредить о дальних путешествиях; его
реальное существование перестало удовлетворять юношу. В результате, когда
Лафбери исполнилось 20 лет, он решил покинуть бабушку и уехал в Париж. Однако
цивилизованная столица Франции не соответсвовала тяге Рауля к приключениям, и в
марте 1905 г Лафбери отплыл из Марселя в Северную Африку. Какое-то время он жил
в Египте, перебиваясь случайными заработками, а в 1906 г уехал к брату в США, и
принял там американское подданство. В Сан-Франциско, где жил его брат, Рауль
работы не нашел, и в 1908 г он завербовался на 3 года в морскую пехоту США; все
время своей службы Лафбери провел на Гаваях и Филиппинах, где базировался его
полк. После демобилизации в июле 1911 г не потерявший вкуса к путешествиям Лафбери
побывал в Японии, Китае и Индии, где он задержался на некоторое время,
подрабатывая контролером на железной дороге в Бомбее. После крупной ссоры с
влиятельным магараджой Бомбея, вылившейся в серьезный конфликт, Рауль покинул
Индию и перебрался в 1912 г в Сайгон. Здесь скитания привели однажды Лафбери на
летное поле, где стояли два только что собранных французских моноплана
"Блерио". Заинтересовавшийся никогда не виденными аппаратами Рауль
познакомился с владельцем одного из аэропланов Марком Пурпом (Marc Pourpe),
который был настолько покорен искренностью и любознательностью молодого
американца, что взял его к себе механиком. Правда, Лафбери сразу же честно
сказал Пурпу, что почти не разбирается в механизмах, но он был уверен, что
очень быстро освоит новое дело, и француз решил рискнуть. Его доверие не было
обмануто: в течение нескольких недель Рауль стал хорошим помощником
французского летчика. В это время Марк Пурп занимался изучением возможностей
авиасвязи между городами Французского Индокитая, а с января 1913 г им овладела
новая, безумная для того времени идея: связать воздушной авиалинией Каир и
Картум (расстояние в 4000 км!). Обдумав этот вариант, Пурп и Лафбери решили
использовать для перелетов аэроплан "Моран-Солнье", на котором совсем
недавно знаменитый Гарро пересек Средиземное море.
Сообщение о начале Мировой войны застало авиаторов во Франции, в момент
подготовки рейда "Париж-Сайгон". В порыве патриотического энтузиазма
Пурп сразу же вступил в армию, а Лафбери последовал за ним. Правда, американское
подданство Рауля поначалу вызвало некоторые трудности в оформлении приема на
службу, но вскоре Лафбери записали в состав Иностранного легиона и отправили
его вместе с Пурпом в эскадрилью MS-23.
Первые месяцы войны неразлучная парочка проработала так же, как и раньше: Пурп
- пилот, Лафбери - механик. Но 2 декабря 1914 г Марк Пурп погиб, и безутешный
Рауль решил заменить друга - он стал просить начальство отправить его учиться
на летчика. Руководство пошло навстречу американцу, и Лафбери получил направление
в авиашколу в Шартре; после ее окончания 29 июля 1915 г Рауль Лафбери был
принят в бомбардировочную эскадрилью VB-106. В составе этой эскадрильи Рауль до
октября 1915 г повышал свою квалификацию в Амберье. Однако назначение в
бомбардировочное подразделение не отвечало желаниям Лафбери, который хотел
отомстить за друга; это можно было сделать только в составе истребительной
авиации, и Рауль изо всех сил долго и упорно добивался перевода в истребители.
В конце-концов начальство уступило настырному американцу, и 10 апреля 1916 г
уже полгода участвовавший в боевых бомбардировочных вылетах Лафбери был
направлен в тренировочную группу для переучивания на истребитель
"Ньюпор".

Ньюпор-11, на котором Рауль Лафбери воевал летом 1916 г.
В этом же апреле 1916 г в составе французских ВВС была создана 124-я
Американская истребительная эскадрилья под руководством капитана Тэно. Она
оснащалась "Ньюпорами-11", прозванными среди летчиков
"Бебе" ("Малыш") - маленькими истребителями-бипланами,
вооруженными не синхронизированными пулеметами "Льюис",
установленными над верхним крылом. Впоследствии эта ставшая очень знаменитой
эскадрилья получила собственное название "Лафайет" по имени французского
генерала - участника американской войны за независимость. В состав этого
подразделения и влился Лафбери - 24 мая 1916 г он прибыл в эскадрилью, только
что переброшенную для участия в боях под Верден. Не забывший прошлой профессии
авиамеханика Рауль все свободное время проводил около своего "Бебе",
любовно обихаживая аэроплан и пулемет. И это давало свои результаты: техника
никогда не подводила Лафбери в бою.
Счастье воздушной победы далось начинающему истребителю далеко не сразу: только
после 15-ти безрезультатных боев, когда лишь прошитая пулями обшивка его
"Ньюпора" свидетельствовала о решимости и смелости Лафбери в схватке,
Раулю удалось 31 июля 1916 г сбить свой первый "Фоккер". Затем победы
стали повторяться чаще: 4 и 8 августа у Доумона американец уничтожил еще по 1
аэроплану, за что получил в награду медаль; а 12 октября он стал первым
американским асом, записав на свой личный счет 5-ю официально подтвержденную
победу. Буквально через несколько дней Лафбери пришлось подтверждать свою
репутацию свежеиспеченного аса в жесточайшей схватке со знаменитым германским
пилотом Освальдом Бельке: встретившиеся в воздухе летчики дрались остервенело,
бескомпромиссно, до последнего патрона. И начинающий американец, хотя и не смог
сам сбить немца, выстоял в бою против лучшего германского аса того периода: он
сумел достойно завершить бой и дотянуть на своем изрешеченном
"Ньюпоре", в мотор которого попали 3 пули, до своей базы. Уже на
земле Рауль убедился, что он только чудом избежал гибели: оказалось, что одна пуля
Бельке прошила ему одежду, а другая - ботинок!

Ньюпор-17 Рауля Лафбери. осень 1916 гг.
В декабре 1916 г N-124 "Лафайет" была переведена в район Соммы, где
Лафбери вновь отличился, сбив 27 декабря свой 6-й подтвержденный самолет
неприятеля. За это Рауль был награжден высшей наградой Франции - Орденом
Почетного Легиона. Суровые условия зимы 1916-1917 гг тяжело сказались на
здоровье американского летчика, с 12 лет страдавшего хроническим ревматизмом;
но почти постоянно болевший Лафбери все же ухитрился одержать зимой свою 7-ю
воздушную победу. Проведя остаток зимы в госпитале, подлечив ревматизм, Рауль
весной 1917 г вернулся в 124-ю эскадрилью, как раз в марте получавшую новые
истребители СПАД. К этому времени слава первого авиационного аса США перелетела
через Атлантику, и его популярность в Соединенных Штатах стала настолько
велика, что именем Лафбери родители называли своих детей!
А Лафбери на новом мощном истребителе, на борту которого кроме традиционной для
эскадрильи "Лафайет" головы индейца он изобразил еще и свастику -
древний знак солнца и плодородия, - продолжал активно бороться с врагом. Так,
12 июня в жестоком бою 2-х СПАДов против 5-ти германских "Альбатросов"
Рауль сбил свой 10 вражеский аэроплан, а 2 декабря 1917 г в одном вылете он
уничтожил один за другим 15-й и 16-й немецкие самолеты, посвятив эти победы
памяти погибшего 3 года назад Марка Пурпа. Тем временем в Мировую войну
вступили и США, и входившая в состав французских ВВС 124-я американская
эскадрилья "Лафайет" была расформирована, а ее персонал и вооружение
были переданы американской авиации.

Истребитель СПАД-7 Рауля Лафбери, на котором первый американский ас воевал в
1917 году
10 января 1918 г ставший майором Рауль Лафбери получил назначение на должность
технического директора центра подготовки американских летчиков. Однако очень
быстро Рауль понял, что эта канцелярская деятельность не для него: он не мог
перестать летать и искал любой возможности вернуться в боевое действующее
подразделение. Опыт в уговорах начальства у него уже был, и весной 1918 г
Лафбери смог добиться назначения в 1-ю американскую истребительную группу,
базировавшуюся на Марну и состоявшую из 94-й и 95-й истребительных эскадрилий. Вновь
вступив в бой, Рауль уже в форме американских войск сбил 12 апреля свой
последний - 17-й самолет ("Альбатрос D.III"). 19 мая 1918 г в секторе
Сен-Михиль (севернее Нанси) майор Лафбери атаковал возвращавшийся на немецкую
территорию вражеский самолет; завязалась ожесточенная схватка, но вскоре бой
затих: Лафбери отошел в сторону, чтобы устранить задержку пулемета. Вновь
кинувшись на врага, Рауль возобновил перестрелку, и тут вдруг самолет Лафбери
вспыхнул факелом! Американский пилот не имел парашюта, и перед ним встал жуткий
выбор: сгореть в машине живьем или выпрыгнуть из пылающего на большой высоте
самолета. И Рауль выбрал последний смертельный прыжок из падающего костра...

За время участия в 1-й Мировой войне Рауль Джервис Лафбери прошел путь от
рядового авиамеханика до майора, командира Истребительной Группы. Еще в 1916 г
он первым среди американцев стал воздушным асом, всего же за войну Лафбери
одержал 17 подтвержденных и 10 неподтвержденных побед, за которые он был
награжден Военной Медалью, Военным Крестом и Орденом Почетного Легиона.

|